Вихрь Моторс
г. Самара, ул. Сов. Армии, 99А
Режим работы: пн-пт - с 9.00 до 19.00;
сб - с 9.00 до 17.00; вс - с 10.00 до 15.00
 +7 (846) 229-06-96
Заказать звонок
Меню

Каталог Каталог Сервисный центр Сервисный центр Информация Информация Компания Компания Статьи Статьи Контакты Контакты

ИСТОРИЯ МОТОРОВ \"НЕПТУН\"

ИСТОРИЯ МОТОРОВ \"НЕПТУН\"

Мы решили предложить вам серию статей с историей и обзорами отечественных лодочных моторов. Первым гостем стал мотор "Нептун".

Московский завод "Красный Октябрь" (не тот, о котором вы могли подумать) изначально занимался выпуском авиационных двигателей. Занимается он этим и по сей день, только теперь он называется "Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева". Завод выпускал и выпускает двигатели
для такого распространенного и важного самолета, как МиГ-29 и не только.

 

История моторов 'НЕПТУН'

 

Однако судьба завода также тесно переплетена с лодочными моторами. Изначально на заводе параллельно с выпуском основной продукции с 1955 года был налажен выпуск моторов"Москва", "Москва-М" и "Москва 12.5", однако данное производство в 1963 году было передано на "Ржевский моторостроительный завод". Как я уже писал в предыдущих постах 60е-70е годы были своего рода золотым веком развития лодочных моторов, маломерных судов и водно моторного спорта в СССР. Поэтому заводчане озадачились созданием принципиально нового мотора. Как и в других случаях, своего придумывать не стали и за основу был выбран шведский мотор Electrolux Archimedes Е20. Впрочем, мотор был современен и имел очень удачную конструкцию, так что в отличие от самарцев с "Вихрем”, скопированным с раритета 50х годов, к коллективу"Красного Октября" вопросов нет.

 

История моторов 'НЕПТУН'

 

Первые серийные образцы мотора Союз увидел в 1967 году. Мотор получил имя "Нептун” и имел 18 л.с. при 346 куб. см.объема. Уже первые образцы мотора, даже не смотря на детские болезни, оказались принципиально лучше тех же "Вихрей" по целому ряду пунктов. Мотор был очень удобен при разборке, все было продумано так, что практически любой узел мотора разбирался без разборки остальных частей. "Нептун" имел надежный редуктор с четким переключением передач, мощное охлаждение и надежную систему зажигания МН-1 с генераторными катушками для освещения лодки. Также мотор
изначально снабжался пластиковым кожухом, что было нововведением среди лодочных моторов СССР тех времен.

 

История моторов 'НЕПТУН'

 

"Нептун" все же имел ряд чисто технических недостатков,которые возникают при запуске в серию любой новой техники.Поэтому завод сразу бросился их исправлять. В ходе работы над ошибками была также увеличена степень сжатия, что позволило снять с мотора 20 л.с.. Доведенный до ума мотор получил
наименование "Нептун-М" и пошел в серию практически сразу за своим родителем.

 

История моторов 'НЕПТУН'

 

Мотор был хорош во всем. Его было удобно переносить, он легко управлялся, имел надежный ручной стартер, у которого в отличие от вихревского отсутствовала проблема перетирания пускового шнура за счет установки ролика. У "Нептуна" был отлично уплотнен редуктор и при своевременной замене уплотнений воду не пропускал.

 

История моторов 'НЕПТУН'

 

Уже в 1971 году завод проводит ещё одну модернизацию мотора.В серию запускается легендарный "Нептун 23". Добиться увеличения мощности на три силы удалось за счет применения трехканальной возвратно-петлевой продувки двигателя (ранее была двухканальная), что было очередным ноу-хау для нашей промышленности.

 

История моторов 'НЕПТУН'

 

Параллельно с выпуском основной модели был налажен штучный выпуск трех цилиндрового мотора "Нептун 33". Об особенностях эксплуатации данного мотора ничего неизвестно,однако иногда он проскакивает на вторичном рынке.

 

История моторов 'НЕПТУН'

 

И все было бы хорошо, но настал 1981 год, когда правительство СССР приняло одно из наиболее спорных своих решений. Было объявлено о борьбе за экологию, в связи с чем стоимость лодочных моторов и самих лодок существенно возросла, также начались запреты на эксплуатацию лодок на некоторых
водоемах. Плюс к этому выросли цены на бензин. Как результат производство многих лодок в СССР было прекращено и так и не возродилось, хотя многие из них были бы крайне актуальны и сейчас. Встало и производство лодочных моторов, в частности"Нептуна". На плаву удалось удержаться лишь ульяновцам с их"Ветерками" и самарцам с "Вихрями" за счет низкой стоимости продукции. Однако и им пришлось отказаться от дальнейшей модернизации своих продуктов, что в конечном итоге вылилось в чудовищном отставании от зарубежных конкурентов уже к началу 90х. 90е тоже были не лучшим временем для модернизации, в итоге то решение 1981 года привело к полному закрытию данной отрасли на территории нашей страны. "Красный Октябрь", у которого "Нептун" был продукции второго плана, в такой ситуации отказался от его производства, не думая.

 

 История моторов 'НЕПТУН'

 

Однако "Нептуну", единственному из моторов, уничтоженных решением 1981 года, было суждено возродиться из пепла, но уже в другой стране, с другим строем, на заводе с другим названием.В 1994 году "Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева" снова запускает "Нептун 23" в серию, снабдив его новым колпаком с новой ручкой-воздухозаборником,электронным зажиганием и карбюратором К-65, который имел более удобные настройки, чем старый К-36 и позволял экономить топливо. Следует отметить, что в отличие от всех других когда-либо выпущенных отечественных моторов, "Нептун 23" до конца выпуска отличался качественной покраской и не плохим дизайном.

 

История моторов 'НЕПТУН'

 

По желанию мотор мог комплектоваться электро стартером. Также "Нептун 23” снабжался тремя типами винтов:

  • грузовым (белым),
  • универсальным (красным)
  • скоростным (синим)

Более того, к мотору подходили винты от меторов "Москва" и от большинства импортных моторов, что позволяло подобрать оптимальный винт под конкретную лодку.

 

История моторов 'НЕПТУН'

 

Где-то в начале 2000х заводом был освоен выпуск мотора"Нептун 25". Этот мотор имел уже другой блок цилиндров объемом 410 куб. см., в остальном мало чем отличался от своего менее мощного собрата.

 

История моторов 'НЕПТУН'

 

Плюсы мотора расписаны на протяжении всего поста, поэтому отдельно перечислю лишь минусы. Если в случае с "Вихрями"мне приходилось высасывать из пальца хоть какие-то их плюсы,то здесь мне придется делать то же самое с минусами.

1. Передней ход включался вытягивание штока "на себя", что было довольно нестандартно и могло приводить к авариям и выпадению из лодки людей, привыкшим к традиционной системе,такой, как на "Вихрях”.

2. Расход топлива, особенно на карбюраторе К-36 был все же велик. Доведенный до ума "Вихрь М" выигрывал по расходу за счет скорости. Однако испытания "Вихря" и "Нептуна" в заводском исполнение показали, что "Нептун" быстрее за счет лучшей гидродинамики подводной части.

3. Редуктор быстро выходил из строя, в случае попадания в него воды, однако его хорошая герметизация делала такой исход маловероятным.

 

История моторов 'НЕПТУН'

 

Выпуск данного мотора остановился во многом по тем же причинам, что и выпуск "Ветерков" и "Вихрей". Это кризис 2010 года, наплыв китайской техники и подержанной японской техники. Завод старался делать мотор качественно, поэтому и цена была высока около 65000 рублей. Народ предпочитал взять за эти деньги какого-нибудь подержанного японца. Более того,мотор оставался второстепенной продукцией завода и за сохранение его производства заводу биться смысла не было. В итоге мы потеряли один из лучших моторов, производимых нашей промышленностью. Лучше, пожалуй, был только "Привет 22", но его история была коротка и закончилась все в том же 1981 году, о нем следующий пост. Можно смело сказать, что за счет высокого качества изготовления и очень низкого шума двигателя мотор был бы конкуренто способен и сейчас, если бы не тяжелая экономическая ситуация. Лично я считаю, что если бы производство мотора было перенесено из Москвы в Ульяновск или Самару, где заводы были изначально заточены под выпуск именно лодочных моторов, можно было бы сохранить и мотор и один из тех заводов.

БлагодаримShekastui за предоставленный материал.

Назад к списку

×