Вихрь Моторс
г. Самара, ул. Сов. Армии, 99А
Режим работы: пн-пт - с 9.00 до 19.00;
сб - с 9.00 до 17.00; вс - с 10.00 до 15.00
 +7 (846) 229-06-96
Заказать звонок
Меню

Каталог Каталог Сервисный центр Сервисный центр Информация Информация Компания Компания Статьи Статьи Контакты Контакты

ИСТОРИЯ МОТОРОВ \"ВЕТЕРОК\"

 

Мы продолжаем цикл статей о истории легендарных советских лодочных моторов. Сегодня у нас в гостях лодочный мотор - "Ветерок".

 

История моторов 'ВЕТЕРОК'

 

Первый прототип ПЛМ "Ветерок" был подготовлен Ульяновским Моторным Заводом в 1964 году. За основу был взят, выпускавшийся в то время в Москве и Ржеве ПЛМ "Москва", от него были позаимствованы некоторые технические решения и агрегаты. "Ветерку" было суждено сменить выпускавшийся ульяновцами ПЛМ "Стрела", который был одним из первых советских массовых ПЛМ, но к середине 60х уже безнадежно устарел и не отвечал современным требованиям. Все советские серийные ПЛМ были двухтактными и работали на смеси бензина и масла.

 

История моторов 'ВЕТЕРОК'

 

Первая модификация мотора под названием "Ветерок 8" встала на конвейер в 1965 году. Вряд ли кто-то думал тогда, что мотору предстоит простоять на конвейере почти 45 лет с незначительными изменениями. Почти сразу проявился ряд очевидных недостатков мотора. У мотора отсутствовал задний ход и помпа откачки воды из лодки, которые были у его предшественника "Москвы", также в отличие от "Москвы" была затруднена разборка мотора на узлы. Для того, чтобы отсоединить нижнюю часть мотора для замены помпы охлаждения или уплотнений было необходимо снимать двигатель. Родное механическое зажигание МЛ-10, доставшееся по наследству от моторов "Стрела" и Москва", быстро изнашивалось и было ненадежно. Удельный расход топлива уже тогда превышал аналогичный показатель у импортных аналогов, впрочем это компенсировалась тем, что "Ветерок" был рассчитан на работу на низкооктановых сортах топлива АИ-66, АИ-72 и АИ-76, а также дешевых маслах. Наиболее существенным недостатком был ручной стартер. Вместо традиционного стартера, расположенного над маховиком мотора, которым
снабжалось и снабжается большинство отечественных и импортных моторов, сбоку от маховика был установлен стартер с шестерней. Такой тип стартера не позволял достаточно сильно раскрутить маховик, что затрудняло запуск, шестерня в ходе работы могла начать цеплять за маховик, в результате чего происходило стирание зубьев самой шестерни и маховика, также это могло привести к разрушению стартера. Большинство водномоторников снимало стартер сразу и заводило мотор
наматыванием шнура на маховик. А вот и чудо инженерной мысли:

 

История моторов 'ВЕТЕРОК'

 

С момента начала производства мотор быстро набрал популярность и распространился по всей территории бывшего СССР. В первую очередь это было вызвано тем, что он имел относительно доступную для населения цену (порядка 200 рублей), выпускался в достаточных количествах (в очереди за ним записываться было не надо), а также выдавался государством работникам рыбзаводов и других предприятий, связанных с внутренними водоемами страны. Первый серийный "Ветерок" выглядел крайне привлекательно даже по современным меркам:

 

История моторов 'ВЕТЕРОК'

 

История моторов 'ВЕТЕРОК'

 

Однако будет неправильно сказать, что его популярность и распространенность была связана лишь с отсутствием альтернатив и низкой ценой. Мотор получился объективно хороший и имел ряд неоспоримых плюсов. Мотор был очень надежен и долговечен, в чем превосходил все когда-либо произведенные отечественные моторы и мог сравниться с импортными. При этом был ремонтопригоден в полевых условиях, а запчасти на мотор не были редкостью. Также обладал сравнительно низким весом (24 кг) в сравнении с импортными аналогами, включая современные. Мотор с завода комплектовался двумя типами винтов (скоростным и грузовым),
которые легко менялись прямо в походе и полноценным набором запасных частей и инструментов:

 

История моторов 'ВЕТЕРОК'

 

Уже в 1966 году на базе мотора "Ветерок 8" подготавливается более мощный 12-ти сильный "Ветерок 12". Диаметр поршней увеличивается с 50 мм до 60 мм, что приводит к увеличению размера самого двигателя и необходимости установки нового поддона и кожуха, в старые двигатель просто не влезал. Также устанавливается новый карбюратор и усиленные шестерни редуктора. Тем не менее, в 12-ом всего 24 оригинальных детали по сравнению с восьмеркой. Этот фактор сыграл злую шутку с 12-ти сильной версией мотора. Охлаждение, рассчитанное на 8 сил не справлялось с более мощным мотором, в результате чего температурный режим работы "Ветерка 12" получился высоким, а некоторые неусиленные детали, такие как ведущий вал довольно быстро "слизывались". Также удельный расход топлива
получился совершенно запредельным и одним из самых высоких среди массовых моторов СССР.

 

История моторов 'ВЕТЕРОК'

 

Параллельно с выпуском основных модификаций мотора мелкими сериями выпускалась версия с удлиненным дейдвудом для яхт и лодок с высоким транцем "Ветерок 8У/12У"

 

История моторов 'ВЕТЕРОК'

 

Первую существенную модификацию мотор претерпел в 1978 году. Первым из советский ПЛМ он был оборудован электронным зажиганием, которое позволило облегчить запуск и было более долговечно и надежно. Зажигание устанавливалось на обе модификации, как 8-ми сильную, так и 12-ти. Моторы получили индекс "Э": "Ветерок 8Э/12Э".

 

История моторов 'ВЕТЕРОК'

 

В 1984 году мотор "Ветерок 12Э" снимается с производства. Формально поводом для снятия служит "кампания по ограничению эксплуатации маломерного флота", 
проводившаяся в СССР с 1981 года. Но есть подозрения, что немаловажную роль сыграли недостатки данного мотора и его низкая популярность у населения.

 

История моторов 'ВЕТЕРОК'

 

В 1988 году проводится наиболее глубокая модернизация мотора "Ветерок". Заменяются наиболее проблемные детали. Меднографитовые втулки заменяются игольчатыми подшипниками, устраняется проблема с заклиниваем стартера, приводившая к истиранию его шестерни об маховик, зажигание получает лучшее охлаждение и электронные компоненты, мотор получает легкий пластиковый кожух взамен металлического и более компактный 14-ти литровый бак взамен 21-литрового. Мотор получает название "Ветерок 8М"

 

История моторов 'ВЕТЕРОК'

 

Несмотря на все проблемы, присущие тому времени, в 1993 году возобновляется выпуск 12-ти сильных "Ветерков", также прошедших модернизацию и получивших индекс "М". Параллельно заводчане разрабатывают версию мотора "Ветерок 12Р", оборудованную редуктором с задним ходом. Однако конструкция редуктора получается крайне ненадежной и быстро разбивается до полной непригодности. Мотор выходит ограниченной серией и теперь является не более чем ценной
находкой для коллекционера.

 

История моторов 'ВЕТЕРОК'

 

В таком виде моторы выпускаются до начала 2000х. В XXI веке моторы получают новый карбюратор и зажигание с кнопкой "Стоп". Ранее моторы глушились просто поворотом ручки на минимальные обороты. У моторов убирают все индексы и они снова становятся просто "Ветерком 8/12". Новый карбюратор оказывается менее надежным, чем старый, цены на моторы растут до уровня импортных моторов, что существенно снижает к ним интерес.

 

История моторов 'ВЕТЕРОК'

 

В середине 2000х завод пытается наладить отношения с зарубежными фирмами. Для фирмы "Mercury" производится пробная партия под маркой "Wind". В свою очередь в 2006 выходит "Ветерок 9.9". Мотор представлял собой "ногу" от обычного "Ветерка 8" и мотор, собранный на импортных запчастях, отвечавший международным стандартам. Однако, модель не приживается.

 

История моторов 'ВЕТЕРОК'

 

"Ветерки" выпускаются до 2008 года, после чего завод объявляет об остановке производства. Из имеющихся деталей штучные экземпляры собираются вплоть до 2010 года, когда разразившийся кризис окончательно добивает завод. За время существования завода были выпущены опытные экземпляры "Ветерков" мощностью 6, 15, 20, 34, 42, 75 и 100 сил. Последние предназначались для различных спортивных мероприятий и выпускались штучно. "Ветерок 6" должен был стать бронебойно
надежным даже на фоне своего предка "Ветерка 8". Но планам не суждено было осуществиться... Сохранившееся на базе бывшего завода конструкторско-экспериментальное бюро "Волгарь" использовало полученные разработки и наладило выпуск линейки моторов "Волгарь", которые имеют мощности 9.9, 15 и 18 сил.

 

История моторов 'ВЕТЕРОК'

 

Данные моторы полностью унаследовали "ногу" своих предков. Производятся моторы под заказ и постоянно модифицируются, поэтому у моторов разных годов выпуска могут стоять совершенно разные детали (карбюраторы, системы зажигания). Высокая цена моторов, все так же древняя "нога" 1965 года без заднего хода,
широкая номенклатура запчастей и полное отсутствие рекламы делает эти моторы не особо популярными среди потенциальных покупателей. Тем не менее, пожелаем
удачи конструкторам в их начинаниях. Должны же мы сохранить хоть что-то свое.

Благодарим Shekastui за предоставленный материал.

Назад к списку

×