Глиссирование на лодке: все, что вы хотели знать
Глиссирование: от основ - к подбору мотора
Глиссирование - это техника движения лодки, при которой она скользит по поверхности воды, минимизируя соприкосновение с ней. Этот режим предлагает множество преимуществ, особенно для тех, кто хочет достичь большей скорости, сохраняя при этом экономию топлива. Важно отметить, что глиссирование доступно для различных типов лодок, включая лодки из ПВХ и катера, при условии, что на них установлены достаточно мощные моторы.
Физические принципы глиссирования
С точки зрения физики, глиссирование начинается с развития большой скорости, что позволяет лодке получить необходимый угол наклона и "вытолкнуть" себя из воды. Уменьшая площадь соприкосновения корпуса лодки с водой, мы уменьшаем трение, что позволяет использовать меньше силы для поддержания той же скорости. Это позволяет снизить обороты мотора до определенного предела, при котором лодка сохраняет режим глиссирования.
Этапы глиссирования
Глиссирование можно разделить на три основных этапа:
- Водоизмещающий этап: Это начальный этап, когда лодка движется с небольшой скоростью (до 15-16 км/ч). На этом этапе лодка еще не вошла в глиссерный режим.
- Переходный этап: На этом этапе лодка достигает скорости 17-18 км/ч. Особенностью этого этапа является то, что корма лодки опускается, а нос поднимается вверх.
- Глиссирующий этап: На этом этапе лодка входит в глиссерный режим, когда корпус лодки находится под небольшим углом к поверхности воды и поддерживается в этом положении благодаря сопротивлению воды.
Определение скорости глиссирования
Величина, определяющая возможность глиссирования, уникальна для каждого судна. Существует параметр, известный как число Фруда, которое выражается следующей формулой:
В этом случае: V – реальная скорость судна. g – величина гравитационного ускорения. L – длина корпуса лодки, измеряемая вдоль ватерлинии. Если число Фруда для вашего судна превышает единицу (1), то скорость V подходит для глиссирования. Однако эта формула часто не является применимой для владельцев небольших судов, так как правильные расчеты могут быть сложными, и из формулы не следует, какой мощности должен быть двигатель.
Минимальный показатель скорости
Число Фруда может показаться избыточным. Более удобным будет запомнить, что компактные и средние лодки из ПВХ или катера способны переходить в режим глиссирования при скорости около 18-20 км/ч. Конечно, эта скорость может быть выше или немного ниже, в зависимости от специфических технических характеристик каждой модели. Кроме того, минимальную скорость могут влиять:
- Масса груза.
- Распределение груза (центр массы).
- Уникальные свойства корпуса судна.
- Угол наклона двигателя, глубина погружения винта, наличие антикавитационной пластины.
- Плотность воды и скорость течения также могут влиять на скорость.
Следовательно, если мы рассматриваем легкие и компактные водные транспортные средства, для них переход в режим глиссирования будет относительно простым. Однако для судов с большей массой или размером, которые создают существенное сопротивление, переход в глиссирование может быть более затруднительным.
Упрощенный расчет мощности мотора для выхода на глиссер без сложных формул
Доступна удобная формула для выбора подходящего двигателя для перехода к глиссированию. Для каждых 100 кг общей массы (включая лодку, двигатель, снаряжение и вес каждого пассажира) требуется 5 лошадиных сил. Для иллюстрации: если два пассажира с экипировкой весят 180 кг, то для перехода в глиссирование потребуется мотор с мощностью 10 л.с.
Это приблизительные расчеты. Множество факторов влияют на конечный результат, включая дизайн лодки, плотность воды, настройку двигателя, балансировку нагрузки и квалификацию конструкторов. Например, на надувную лодку ПВХ стоит устанавливать мотор, имеющий относительно большую мощность, в сравнении с мотором для лодки с пластиковым корпусом.
Важно также учитывать, что глиссирующие корпуса оснащены продольными и поперечными реданами — выступами на дне лодки, которые помогают уменьшить контактную поверхность и отсечь избыток воды, а также транцевые пластины, способствующие стабилизации лодки и снижению лишнего разностного давления, среди других изобретений.
Если у вас нет желания производить никакие расчёты, можете использовать усредненные показатели из таблицы ниже:
Длина лодки | Усредненная мощность мотора |
---|---|
L в пределах 2,9–3,3 метра с 1 человеком | 4–6 л. с. |
L в пределах 3,3–3,6 метров с 1 человеком | 8 л. с. |
L в пределах 3,7–4 метров с 1 человеком | 10 л. с. |
L длиннее 4 метров | >10 л. с. |
Руководство по переходу на глиссирование для лодок ПВХ
Достигнуть состояния глиссирования на лодке из ПВХ довольно просто, но следует соблюдать определенные принципы.
Равномерное распределение нагрузки на лодке крайне важно. Если центр масс будет сконцентрирован на корме, двигатель может утонуть под весом судна. В таком случае его мощности может оказаться недостаточно. Если же слишком резко увеличить мощность довольно мощного двигателя, судно может перевернуться.
Так как подвесной лодочный мотор (ПЛМ) является одним из наиболее тяжелых элементов лодки и центр масс по умолчанию смещен к корме, рекомендуется переместить все нагрузки ближе к носу. При этом следует учесть массу вашего тела, поскольку вы также будете находиться на корме. Вы можете сесть немного дальше от двигателя, а для управления им использовать удлинитель румпеля.
Случай, когда распределение массы слишком сильно отклоняется в сторону носа, является противоположным. Нос должен слегка взмыть над поверхностью воды. В противном случае центр масс будет тянуть нос вниз, что помешает оторваться от воды и снизить трение.
После того как вы уравновесите массу, отойдите от берега на безопасное расстояние. Важно выбрать прямое направление движения. Не забывайте, что сильные волны и порывы ветра могут осложнить эту задачу. Если ничего не мешает, постепенно перейдите к режиму "полной мощности". Нос лодки ПВХ должен оторваться от воды, после чего можно плавно уменьшить газ. Не забудьте, что двигатель должен быть выбран таким образом, чтобы его мощности было достаточно. Снижайте мощность постепенно, чтобы вы могли определить, какая мощность будет достаточна для поддержания состояния глиссирования.
- Комментарии